Углеродно-нейтральные постановки?
Темнокожее Лебединое Озеро?
Опера для глухонемых?
Несколько недель я погружалась в тему sustainability для Норвежской Оперы и Балета. Это как Большой, только поменьше.
Их слоган: Tradisjon & Provokasjon (традиции и провокации)
В этот девиз прекрасно вписываются Футбольный Балет, Babyopera, Нетривиальная Золушка и выступления в парках города.
Устойчивое развитие в Опере — это не только про сценическое искусство. Это целые производственные цеха, где куют, строгают, красят и шьют. Это 12 прачечных, ремонтные мастерские, 2 ресторана, буфет, столовая для артистов, сувенирный магазин, детская школа балета, прямые трансляции, турне, архивные склады и логистика…А еще на крыше норвежской оперы Red Bull проводит соревнования по прыжкам во фьорд. Каждый из этих процессов влияет на общий профиль устойчивости Оперы.
Для меня sustainability в опере оказалась полна неожиданностей и немножко волшебства..
· Вот вы знали, что одним из самых больших отходов в опере является древесная стружка? А ведь ее можно прессовать в брикеты и продавать для сельхоз хозяйственных нужд.
· А что вторым по процентному соотношению источником выбросов CO2 для многих Опер является Передвижение публики?
· Оказывается, балетные пуанты считаются практически одноразовым мусором- они рассчитаны лишь на несколько репетиций. Их придумали продавать в сувенирном магазине, как способ прикоснуться к прекрасному.
· В рамках доступного искусства- Babyopera- Балет для новорожденных (0-3 года). Через музыку и танцы малыши познают мир, эмоции и чувства.
· Цикличный подход к костюмам в опере не самый легкий. Например, tutu (балетные пачки), сделанные для Лебединого Озера нельзя задействовать в других постановках. Но зато можно обмениваться костюмами с другими Оперными и Балетными Домами..Например, костюмы для oперы Турандот в Лондоне после окончания сезона используют в Нидерландах или Копенгагене.
· Чтобы продлить жизнь костюмов, все репетиции проходят в «костюмных пустышках» - примерные образы, чтобы дать правильное ощущение веса и объёма, но настоящие костюмы надеваются лишь на последний прогон и сами выступления.
· И мое любимое- биоразнообразие. В Нидерландах повесили скворечники на складские помещения, чтобы увеличивать популяцию ворон. Мне хотелось соединить Осло Оперу и Осло Фьорд, на котором она находится. Искусственные рифы (из marine- friendly отходов сценического производства), для увеличения биоразнообразия подводного мира. Треска, креветки, морские ежи, медузы, крабы, камбала..Это может быть не только прекрасным примером положительного влияния, но и интересным исследовательским проектом (а следовательно, можно получить допфинансирование).
Когда меня спросили, Зачем, на мой взгляд, Опере и Балету устойчивое развитие?, я ответила: "Одна из ключевых задач сценического искусства- это коммуникация и передача культурных и художественных ценностей. Это в том числе, адаптация этих ценностей, чтобы они находили отклик у современной аудитории. Чтобы демонстрировать приверженность этому, Опере и Балету необходимо придерживаться принципа Walk the Talk, воплощая через проекты по социальной ответственности и влиянию на окружающую среду, те ценности, которые они стремятся транслировать. Для этого, на мой взгляд, и нужна Sustainability at Opera & Ballet."
Судя по выражению лица представителей Оперы, они ожидали более приземленный ответ из серии: Организация испытывает внешнее давление со стороны государства и регулирующих органов и внутреннее- со стороны работников и совета правления. УР снимет это давление, и сделает организацию пионером и лидером устойчивого сценического искусства в Норвегии.
Но у "Остапа" в ДНК Большой Театр и культурные ценности, поэтому его немного понесло.